Советы родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге 22.08.2017

Совет № 1. Одумайтесь! Нарушая ПДД вместе с детьми, совершаете тройную ошибку: рискуете сами, жизнью ребенка и прививаете навыки нарушителя. Дескать, если очень торопишься, то проигнорировать сигналы светофора или знаки можно. Тем самым заранее программируете ребенка на нарушение.

Совет № 2. Обозначьте сразу все запреты. Но главное правило - до шести-семи лет тебе на дороге одному делать нечего. Проезжая часть - запретная зона. Недаром психологи рекомендуют: с малых лет вырабатывайте правильные рефлексы. Выкатился мяч на дорогу? Малыш должен знать: бросаться за ним ни в коем случае нельзя, нужно просить помощи у взрослых. Детям постарше объясните, что край тротуара - граница, которую можно пересекать только после определенного алгоритма действий: остановился, посмотрел по сторонам и только потом ступай на «зебру».

Совет № 3. Научитесь правильно переходить дорогу с ребенком. Оказывается, многие этого не умеют. Вот вы, например, знали, что дети без взрослых стремятся пересечь дорогу гораздо быстрее, чуть ли не бегом? А вместе с родителями, наоборот, идут медленнее, сдерживая взрослого спутника. Поэтому малыша через «зебру» лучше перенести, а детей постарше - переводить за руку. Причем держать тоже нужно умеючи - за ладонь (не за локоть или капюшон!). Идите с одной скоростью и на одном уровне. Словом, так, чтобы автомобилисты заметили вас заранее.

Взрослые часто теряют контроль над детьми, причем в критических ситуациях, когда нужно действовать четко и решительно. Ребенок вдруг начинает шалить, потому что чувствует себя в безопасности. Но это иллюзия, родители ведь не смогут остановить легковую машину, несущуюся на большой скорости. Главное, чтобы действия родителей были предсказуемыми, а места для маневра водителю - достаточно.

Совет № 4. Взрослые, будьте особенно внимательными во дворе. Уже за порогом подъезда начинается опасная, а не игровая зона. Очень важно, чтобы ребенок был заметен. Дело в том, что из-за маленького роста детей не видно за обычными седанами, не говоря уже о фургонах и джипах! Детей нужно учить сначала выглядывать из-за препятствия, не важно - кусты это, столб или автомобиль, и только потом идти. Опять-таки вырабатывайте правильные рефлексы, пробуждайте у ребенка инстинкт самосохранения.

Совет № 5. Родители с колясками, не выходите резко на дорогу! Обычно как бывает: мамы сами себе невольно ограничивают обзор, толкая коляску навстречу опасности. С другой точки ситуация вам бы показалась гораздо опаснее и вы вряд ли бы решились переходить дорогу. Сложность еще и в том, что отпрянуть с коляской, которая занимает на проезжей части немало места, за доли секунды очень сложно. А у зазевавшегося водителя остается мало места для маневра. Как предупредить критическую ситуацию? Во-первых, избегайте пешеходных переходов без светофоров, выбирайте безопасный маршрут. Во-вторых, наклейте световозвращающие вставки на коляску.

Совет № 6. С детьми-школьниками обязательно составьте наиболее безопасный маршрут на учебу и обратно домой. Заранее оговорите, как действовать в неординарных ситуациях, обозначьте опасные участки и спрогнозируйте все возможные сценарии. Кажется, не такой уж сложный урок.

Совет № 7. Запретите ребенку стоять во время движения в машине. Многие дети опираются на спинки двух передних сидений и смотрят на дорогу через переднее стекло. В то время как сами родители пристегнуты! Резкое торможение - и маленький пассажир вылетит через лобовое стекло. Однако и пристегивать ремнем безопасности, который обовьет тело ребенка, словно удав, тоже нельзя. В момент аварии спасительная для взрослого пассажира лента может задушить ребенка. Выход? Покупайте специальное детское кресло. Сегодня на рынке их широкий выбор - на любой вкус и кошелек.

Совет № 8. Перед поездкой заблокируйте двери, чтобы ребенок случайно не открыл их во время движения. А еще специалисты советуют отключить подушки безопасности, которые размещены напротив детского сиденья. Они рассчитаны на взрослого пассажира, который в случае аварии отделается разбитым носом. А вот ребенка подушка безопасности может даже убить. Так же как и тяжелые, громоздкие предметы, которые лучше перевозить в багажнике. В момент аварии они разлетаются по салону со скоростью пушечного ядра.

Совет № 9. Никогда не садитесь с ребенком в ненадежную машину. Нужно быть уверенным не только в мастерстве водителя, но и в техническом состоянии авто. Это залог безопасности. Обычно автомобильной аварии предшествует целая цепочка обстоятельств, прервать ее не так уж сложно. Неоправданный риск - ехать на неподготовленной машине в сложных погодных условиях.

Совет № 10. Раз уж подарили чаду скейт или ролики, то не забудьте о налокотниках, наколенниках, шлеме. И строго-настрого запретите кататься по гладкому, но чрезвычайно опасному асфальту на дороге. Затормозить, особенно неопытному скейтеру или роллеру, перед машиной очень непросто. А скорости юные экстремалы развивают большие.

Совет № 11. Научите безопасно кататься ребенка на велосипеде. Объясните, что кататься можно только во дворе или на специальных площадках. А если ему нет 14 лет, то выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги запрещено! Двигаться на велосипеде по проезжей части нужно в один ряд как можно ближе к обочине, по ходу движения транспорта. Пусть он знает, что лучше это делать на тротуаре, но очень осторожно, не пугая и не создавая помех прохожим.

Если надо попасть на противоположную сторону дороги? Нечего лениться! Подросток должен слезть и перевести велосипед по «зебре» на другую сторону. Многие, увы, пренебрегают ПДД. Резко выезжают на проезжую часть, этот маневр бывает слишком неожиданным для водителей. Нарушителей частенько сбивают. Ну и не забудьте о фликерах, а еще лучше купите жилет со световозвращающими вставками и шлем, который выручит во время падения.

Совет № 12. А это обращение адресовано, скорее, водителям. Только увидев ребенка, приближающегося к переходу, плавно снижайте скорость и будьте готовы в любой момент затормозить. И ни в коем случае не подгоняйте его гудком клаксона, морганием фар. Ваши сигналы дети могут неверно понять или того хуже - испугаться.

Совет № 13. Не совет, но вопрос: вы уверены, что сын-подросток сейчас не катается на вашем автомобиле? Да, да, не ослышались. Недоросли иногда украдкой берут ключи от машин и гоняют по дорогам. Что из этого выходит? Вопрос, скорее, риторический.

Совет № 14. Родители, покупая скутер, должны знать, что при кажущейся простоте управления мотороллер развивает неплохую скорость. А любые ямка и неровность дороги - уже опасность. Примите во внимание и то, что это юркое транспортное средство иногда непросто заметить в плотном потоке. Поэтому шлем и жилет со световозвращающими вставками обязательны! В последние годы неподготовленные скутеристы создают много проблем на дороге.

Дети на дороге – внимание!


Почти каждый из нас является родителем или водителем, либо сочетает в себе оба эти качества. Как родители мы, естественно, беспокоимся за своих детей, особенно когда они находятся на улице без нашего присмотра. Как водители мы стараемся быть особенно внимательными при движении вблизи школ и других мест, где могут внезапно появиться дети.

Детское восприятие дорожной обстановки характеризуется своеобразными поведенческими и мыслительными установками. Особенности детского восприятия нужно знать родителям, педагогам, воспитателям, и водителям.

Одна из ошибочных установок детей - стремление как можно скорее перебежать опасную зону - это врожденный инстинкт от опасности спасаться бегством. При этом время нахождения ребенка в опасной зоне сокращается, но опасность возрастает, так как водитель не успевает среагировать на внезапное появление ребенка на проезжей части.

Статистика показывает, что водители не успевают заметить или вообще не видят бегущего через дорогу ребенка. Действия детей, перебегающих улицу как бы запрограммированы, и они уже не реагируют на изменения обстановки, к тому же при беге боковое зрение работает очень плохо. Родители должны научить детей быть внимательными не только перед переходом улицы, но и сознательно контролировать изменение дорожно-транспортной ситуации во время перехода. Непрерывное наблюдение за автомобилями при переходе улицы сдерживает ребенка, препятствует стремлению побежать.

Дети отличаются от взрослых значительно меньшим ростом и, поэтому, они могут не увидеть приближающиеся слева машины и выбежать на дорогу из-за стоящих у обочины. Причем ребенку не понятно, что водитель не может видеть его из-за препятствия. Кроме того, инстинкт быть заметным не заложен природой в человеке настолько, насколько того требует современная жизнь. Напротив, природа всегда учила человека, особенно ребенка, прятаться, либо убегать.

Дети до определенного возраста склонны считать автомобиль технически совершенным и даже персонифицировать его. Если фары автомобиля направлены в сторону ребенка, значит, решает ребенок, автомобиль (а не водитель!) видит его. Находясь за рулем, мы должны учитывать эту особенность детского восприятия. А родители должны научить ребенка не переходить улицу, пока он не убедится в том, что именно водитель видит его, и смотреть для этого не на фары автомобиля, а в лицо водителю. Это особенно важно на перекрестках и пешеходных переходах.

В сумерках, в темное время суток пешеход быстрее замечает автомобиль по свету фар. Для водителя же видимость существенно снижается. Слепящий свет фар встречных автомобилей, фонарей, рекламы еще более ухудшают условия видимости. Дети об этом не знают и считают, что если они видят автомобиль, то и водитель также видит их. Для профилактики дорожно-транспортных происшествий, связанных с этой причиной, желательно одевать детей в светлую яркую одежду. На этот случай модельерами разработана специальная одежда для детей со светоотражающими вставками.

Еще одна особенность детского восприятия состоит в том, что ребенок больше боится больших и шумных грузовых машин, чем легковых. В одних и тех же условиях он не станет перебегать дорогу перед грузовиком, но побежит перед легковым автомобилем, надеясь успеть. Хотя, на самом деле «тихие» легковушки движутся с гораздо большими скоростями, имеют худшую обзорность и больший тормозной путь.

Водитель должен быть осторожен в местах возможного появления детей, особенно при движении по тихим улочкам, где редко проезжают автомобили, и дети «теряют бдительность».

Нельзя надеяться, что дети сами по себе будут соблюдать правила дорожного движения. Во-первых, они их не знают, а во-вторых, это невозможно и в силу особенностей психофизиологии ребенка. Огромное значение имеет пример взрослых пешеходов, всех нас, особенно когда мы идем с нашими детьми. И будучи за рулем, необходимо быть особенно внимательным к детям, находящимся на проезжей части или в непосредственной близости от нее.